Сегодня прилетела радостная новость: МИД Украины решило не использовать Спритко и Гарнюню для имиджевых кампаний страны. То, что было представлено с большой помпой, на что было потрачена 100 000 долларов из бюджета — внезапно слилось в унитаз под всеобщее дизайнерское ликование, как сообщалось, «после широкого народного обсуждения». Ситуация напоминала анекдот: сразу после презентации Спрытка — про «весь в говне, но как головку держит», а затем вдруг — «куме, ну програв!»
Я решил провести небольшой следственный эксперимент: сколько времени потратит обычный Михаил Литюга на то, чтобы нарисовать подобного пацанёнка, по возможности сохранив основные узнаваемые черты — прическу под горшок и шаровары. Берем карандашик и бумажку, и имеем:
Результат через полчаса:
Мальчонка несколько изменился — у него появился нос, чуть поправил уши и вставил подбородок. Затем постарался проложить глаза по форме головёнки и добавил немного щек. Немножко проредил прическу, чтоб вместо войлочной тюбетейки на голове было хоть какое-то подобие волос…
Затем я взялся за фигуру. Я вернул ребенку попку — поскольку ноги должны расти именно оттуда, а не из под кушака, и поменял его сколиозно-забитую позу. Ну и по мелочам всякого добавил — сапожки там, воротничок красный без орнаментики (чтоб если вдруг что — проще анимировать) и кушак перевязал.
Результат еще через три часа:
Концепт: «Мені тринадцятий минало, я пас гусяток за селом…» А в нас — шо охороняєш, те й маеш. Поэтому в одной руке героя добытый гусь (это символизирует смелость добытчика и его коммерческую жилку), а в другой — «дебелий дрючок» символизирующий готовность дать люлей, к труду, и к обороне. Теперь давайте сравним получившееся со Спрытком:
При сравнении результата стоит учесть, что Михаил Литюга вообще не считает себя профессиональным иллюстратором, и Михаил Литюга потратил на все это максимум 4 часа перед сном, при этом особо не стараясь…
Выводы эксперимента: Люди, делавшие одну из главных составляющих визуального имиджа Украины — потратили на это максимум сутки. Люди, давшие Родине Спрытка — не умеют простраивать персонаж (об этом свидетельствует поднятая рука, растущая откуда-то из-за спины), не умеют рисовать ступни и кисти рук, вообще не умеют рисовать и не владеют никакой техникой вектороной иллюстрации.
Возникает вопрос: а почему CFC Consulting для такой важной работы наняло столь неумелого исполнителя? CFC Consulting так экономила державну копийочку, или банально «забило болт», искренне надеясь на то, что «пипл схавает» и такое?
Директор департамента информационной политики МИДа Олег Волошин сегодня озвучил гонорар за Спрытка — 400$. Это явно фрилансерская цена, учитывая то, что это за 6 векторных картинок. Остальное, а это 99 600$, как он объяснил, было потрачено на «бренд-бук, в котором эта стратегия отражена, на социсследования, на проекты». Я держал в руках этот «брендбук» — помпезная но бесполезная вещь. Буклет длиной сантиметров 60, который неудобно ни держать, ни носить, ни читать — зато на нем видны все возможности современной полиграфии: от варио-картинок до объемных лаков.
Возникает второй вопрос: если CFC Consulting так халтурно подошла к разработке визуальной части имиджа страны, — не использовала-ли она такой-же подход при разработке своих стратегий, проведении своих социсследований и проектов?
И третий вопрос: что заставило МИД Украины выбрать исполнителем именно CFC Consulting, потратившую бюджетные деньги на результат, от которого само-же МИД впоследствии отказалось?
И четвертое: все видели пламенные оправдания, — а вот теперь увидим ли мы раскаяние CFC Consulting, как-то: возврат денег, разработку за их собственный счёт новых корпоративных персонажей, или банальное «простите нас»?