Пост-советское пространство устроено так, что практически любая благородная государственная инициатива обречена стать национальным позором, а также символом «распила бабок». Так произошло и в этот раз с логотипом для Зимней Олимпиады-2014 в Сочи. 30 ноября с большой помпой был показан народу официальный логотип…
Вот ЭТО стоило российским налогоплательщикам «меньше ₤400 тысяч», о чем с гордостью сообщил председатель оргкомитета Чернышенко. Вот ЭТО — «уникальный стиль и образ Игр. Мы создали бренд, который обладает огромным потенциалом, который мы сможем развивать». Вот ЭТО — «результат серии масштабных исследований, экспертных интервью и брифингов», и по словам председателя Координационной комиссии МОК Жан-Клода Килли «Новая эмблема и бренд олицетворяют существенный прогресс, который демонстрирует проект «Сочи 2014». Сообщено, что ЭТО сотворено координационным советом в сотрудничестве с компанией Interbrand — при том, что в России достаточно ОТМЕННЫХ дизайнеров и студий. ЭТО будет запускаться на рынок под рекламную кампанию «Мы такие»
Вот ЭТО — уебищно и кондово. И нет ЭТОМУ никакого другого приличного определения. Несмотря на лепет президента МОК Жак Рогге — «Команда «Сочи 2014» создала бренд, в котором явственно читается связь с новым поколением: поколением, выросшим в эпоху цифровых технологий» — типографище в худших традициях 80-х все равно выдает безыдейность и некузявость этой эмблемы.
Несколько предыдущих эмблем зимних олимпиад — исключительно сравнения для…
Знак Зимней Олимпиады в Турине, 2006 год. В основу графемы положена одна из наибольших достопримечательностей Турина — 167-метровая башня Mole Antoniana. Логотип исполнила миланская дизайн-студия «Benincasa-Husmann». Именно этот логотип отобрало жюри международного конкурса, выбрав его среди других 1300 вариантов. Зрителям этот логотип должен был донести следующее:
- Город и культуру
- Прозрачность
- Динамизм
- Дизайн и технологии
- Молодой вид
Вы можете сами судить, насколько авторы лого справились с этой задачей (мое личное мнение- на все 100%)
Знак Зимней Олимпиады в Ванкувере, 2010 год. В основу графемы положена стилизованная фигура Inukshuk — сложенный из камней символ иннуитов — аборигенов Арктической Канады. Древние иннуиты ставили такую штуку в заснеженных арктических пустынях дабы обозначить «ты здесь не один» или «ты идешь в правильном направлении». С течением времени Inukshuk превратился в символ дружбы и гостепреимства. Логотип был выбран посредством международного конкурса среди 1600 участников. Финальный логотип представила опять-же местная команда «Rivera Group of Vancouver», а авторами лого были креативный директор Elena Rivera MacGregor и дизайнер Gonzalo Alatorre.
Логотип Зимней Олимпиады в Нагано 1998. Один из любимых мною логотипов. Красиво, гибко, и крайне динамично. Автора, истории создания и посылов я не нашел. Но нашел я еще и вот это — великолепный логотип для паралимпийских игр в Нагано в 1988 году.
Логотип Зимней Олимпиады в в Солт-Лейк Сити 2002. Логотип представляет собой стилизованную снежинку в трех цветах — желтый, оранжевый и голубой. Все эти цвета наличествуют в пейзажах штата Юта. Само лого должно нести следующий девиз: «Контраст, Культура, Кураж». «Контраст» символизирует пейзажи Юты — от засушливых пустынь — до заснеженных гор, «Культура» представляет сплав разных культур, превративших регион в исключительное наследие Америки, а «Кураж» — дух спортсменов. Логотип был выбран на конкурсе среди 1200 претендентов.
Логотип Зимней Олимпиады в в Лилехаммере 2002. Если мне не изменяет память — Лилехаммер славился проведением джазовых фестивалей. Само лого представляет собой стилизованный синтез северного сияния клавиатуры пианино. Автор логотипа мне неизвестен.
Как мы видим — практически все логотипы несут в себе отпечаток истории или культуры страны — устроителя игр. Большинство логотипов создано дизайн-студиями страны-устроителя. И решение о выборе того или иного символа принимается после международного конкурса, и выбирается оно из достаточно большого количества результатов. А слышал-ли кто-нибудь хоть что-нибудь о международном конкурсе на разработку логотипа для олимпиады в Сочи-2014?
Поэтому лично мне решение оргкомитета отдать на откуп «Интербренду» работу и бюджет представляется именно «распилом бабла». Особенно в свете предъявленного «Интербрендом» образчика. А ведь это не просто «дорогой логотип», это символ страны на ближайшие несколько лет. Вспомните московскую Олимпиаду-80 — и сравните с «интербрендовским» бредом. А теперь в качестве альтернативы посмотрите версию логотипа Олимпиады в Сочи-2014 от российских дизайнеров:
Производство московской студии «Transformer» по заказу www.futurebrand.com Авторы: Никита Мельников и Иван Данюшевский.